понедельник, 18 января 2016 г.

18.01.16. Заметка от Татьяны Дадашовой.

"Когда я узнала, что патриот (то о чем я долго не решалась говорить)
Июль 2014 года
- Мама, нет ты что? Нет...
- Ты должна уехать! Собирайся!!! Ты о себе лишь думаешь!!!! Разве о нем? (Показала пальцем на моего 2 летнего сына) А если начнется и он испугается? Будут судороги или заикой станет!!! О чем ты думаешь??? Уезжай!!! И точка!
- Мама, они не смогут тронуть такой большой город!!! Ну как ты себе это представляешь? Один из самых густонаселенных регионов! Как? Можно говорить что угодно, но они же не убийцы! Это же катастрофа будет!
- Уезжай... там видно будет! Не плачь и возьми себя в руки!
-А вдруг я вернутся не смогу? 
-Домой всегда дорогу найдешь! Уезжай..
И я собрала вещи... сняла со стен иконы, что сыну вышивала на рождение и спрятала самые дорогие и ценные для меня вещи - бабушкину вышиванку и рушник, дедушкины часы, семейные фото... в погреб... Это было время объявленного перемирия, чтоб гражданские смогли покинуть город.
Настал этот день. Помню его как вчера. Этот длинный перон и битком набитый поезд на Харьков, один из последних. Ситуация чем-то отдаленно напоминала фильмы о второй мировой, когда шла эвакуация. Провожающие люди в основном бабушки и дедушки, а 80% пассажиров мамы с детками. Глаза моей мамы полные слез....рядом женщина стояла сильно плакала и поезд крестила, ее дочь ехала в соседнем купе, еще после родов не могла ходить, муж носил на руках и поддерживал, а в корзинке спала доченька новорожденная... много слез, река... я поняла что такое разлука, это то чувство, когда что-то давит горло и парализует ноги. Ты хочешь кричать и бежать, но не можешь! 
Мой сын долго молчал, ему было интересно, но когда тронулся поезд и он увидел бабушку и дядю из окна, стал кричать и проситься домой! Я сломалась... зачем это все? Куда...?
Дорога была очень тяжелой и длинной, переезд, потом 8 часов ожидания и 3 часа перелета, жара... Сын не умолкал ни на минуту! Он требовал дом и свой привычный быт! Все время он кричал, а я жалела его и обнимала, жалела что послушалась маму и уехала! В какой-то момент мне стало все равно и я просто плакала и ждала когда сына покинут силы и он уснет... он спал немного, а потом все повторялось снова.. 
Баку нас встретил тяжелой влажной жарой... веселые родственники с радостью показывали свой город, который изрядно изменился, стал краше и ярче... В моей душе творился ад, я учтиво улыбалась и фальшиво восхищалась их столицей, не ощущая сердца внутри, его просто не стало..Сын просился домой... по приезду к свекрови, он просто упал и уснул, с ним вместе и я...
Шли дни... лысая природа этого города, Каспийское море и постоянные ветра не доставляли мне удовольствия... пустыня... эти незнакомые лица людей, которые видели во мне иностранку и провожали взглядом! Сначала я переживала, но вскоре мне стало наплевать... ничего не чувствовала... Сын замкнулся и перестал улыбаться... лишь на улице еще немного радовался, дом его давил и меня вместе с ним! Болело тело, этот климат мне явно не подходил и я все время чувствовала себя усталой... я засыпала усталой и просыпалась в таком же состоянии... но все это не то... война шла в моей душе! Я каждый час смотрела новостную ленту и все вроде спокойно было... зачем я уехала? Что я натворила со своим ребенком?
Я звонила маме и мама говорила что все хорошо, все нормально... как вдруг, спустя пару недель я включила планшет и новости и...что это? Ошибка? Моя улица? Нет... я включила сюжет и увидела родную улицу, вот кафешка горит, совсем рядом с моим домом и соседскую бабушку в слезах... я 8 раз пересмотрела... я не верила... и тут заговорило мое сердце! Оно завыло такой болью, какой я в жизни никогда не испытывала! Я билась в истерике, роняла телефон и звонила домой... мамин голос ответил что все хорошо и все расскажет вечером по скайпу! Вечером я увидела лица родных с растерянной улыбкой, уверениями, что у них все хорошо и тихо... нет... с этих пор не было тихо ни дня! От друзей и знакомых я узнала, что начались активные боевые действия и Донецк ломался и дрожал... в каждом сюжете умирала я... Горловка... и мама с доченькой годовалой на руках... я плакала и ела землю на том газоне рядом с ними... муж звал на море и мы шли с друзьями, сын купался и веселился, сидели в кафе,ели сладости, а я была на Октябрьском и на Петровке, в Старобешево и Еленовке... после очередных новостей я подняла глаза в небо и поняла какое оно здесь низкое, как здесь тесно... небо лежало на моих плечах, оно давило меня и загоняло все ниже в землю, а я сопротивлялась и пыталась удержать, чтоб оно совсем не рухнуло на землю! Я стала писать своей подруге в Киев, она журналистка и была активисткой событий на майдане, сама из Донецка, просто давно уехала туда. Мы с ней всегда устраивали дискуссии и всегда понимали друг друга и поддерживали!
- Нина (имя изменено), Ниночка, родная, здравствуй! Ты видела? Донецк в огне! 
- Привет, дорогая! Я надеюсь ты уехала?
- Да, мы у мужа на родине.
- Молодец, нечего там делать! 
- Нина, там мама моя и бабушка! Там полный город людей! Почему Киев молчит? Почему ты молчишь?
-Забирай маму, хочешь едь ко мне! Нет там людей, все кто хотели - выехали! Там остались лишь те, кто поддерживает террор. Их нужно зачищать! А как ты хотела? 
- Ниночка, ты что? Там все... там детей полный город! (Плачу) можно ведь говорить, что угодно, унижать, врать, спорить, это слова! Понимаешь? Слова!!! Это же жизнь человеческая... у тебя нет детей! У меня сын! Знаешь, как тяжело это все... нет ничего дороже жизни! Выноси, роди, в муках и болезнях выкорми... и? Хоронить???? Ты что??? Ниночка, напиши правду.. расскажи людям, нельзя так! Нужно выходить на улицу и протестовать! Там полный город людей... пойми же ты!!! Слова перемелются и забудуться, а кровь... Ты ж не отмоешь ее веками... Нина, слышишь!
- Послушай, не возвращайся туда и семью забери...там нет людей! Нету!!! Вы сами виноваты.... 
- В чем? Что не захотели по-вашему?
-Донецк всегда был особенным! Вспомни 2004 год! Все за, а Донецк,блять, против!!!! и сейчас так же!!! Прожили по-вашему? Молча все подчинялись! Теперь пришли не Ваши и вы устроили дележку? В позу стали? Самые умные? Да?
- Нин... Ты чего? Ты не права... можно в позу стать... убивать нельзя...
- Я все сказала! Приезжай, чем смогу помогу...
На этом я поставила точку... я не могла поверить в услышанное! На миг показалось, что просто Господь отвернулся на минуту и не слышал этого разговора! А тем временем война шла... я читала сводки и молилась... Позвонила мама и сказала, что упал самолет и много погибших... за что? Почему на моей земле? От постоянных слез вокруг глаз стали образовываться раны, раздражение на коже... Я выходила на улицу в очках... я не видела, что творилось вокруг, мне нужно было домой... как будто я там оставила чайник на плите, он кипит все это время, а я здесь... мне нужно было срочно его выключить! Писали родственники и звали в гости в Россию, мама судорожно убеждала, что не стоит пока ехать домой... я смотрела как ветер разносит песок по берегу и понимала, что это не песок, а я... летаю между небом и землей... мировые новости молчали обо всем! Молчал весь мир, а сердце мое кричало и лишь эхом вдалеке отзывались сердца тех, кто в Донецке...мне срочно понадобилось в церковь. Казалось, что никто вокруг меня не понимает в этой чужой иноговорящей стране, только там висят образа тех, кто поймет!
Христианская церковь в городке, где мы гостевали представляла собой одну комнату с несколькими иконами, которая открывалась лишь по выходным и совсем не имела прихода. Батюшка был азербайджанец и читал проповедь с явным акцентом, как речитатив... сухо, сумбурно... войдя в эту часовенку, я упала на колени и долго плакала..меня никто не трогал! Я надеялась, что когда выйду, мне сразу станет легче и все пройдет... не знаю сколько там ревела, только я и Богородица знала о чем были эти слезы! И когда они кончились, я встала, одела очки и повязала спавший с головы платок... вышла на улицу и поняла, что не легче, нет.... боль отупела, а больное сердце замолчало... мне нужно было домой...
Ничего не менялось... изменилось то, что после визита в церковь я больше не могла молиться... я не могла!!!! Становилась у образа и молчала! Даже когда сын мой заболел и попал в реанимацию! Я просто стояла у иконы... я приняла твердое решение ехать домой! Только в одном уголке мира - самой горячей военной точке на тот момент, был мой рай...
Я собрала все что были деньги и заказала билеты, маме не стала ничего говорить... просто поставила в известность о дне, когда мы прилетаем!я мигом собрала вещи и взлетела.... просто сразу на месте! Мое состояние улучшалось! В связи с болезнью сына из аэропорта нам пришлось домой ехать на такси... прилетали мы в Днепр вечером. Вот и родина... из такси я увидела город и людей, которые расхаживали в летних убранствах с мороженым в руках, улыбаясь, шутили.. смех и оживление доносилось из всех уголков города... а где-то за несколько сот километров, взявшись за руки, подставив друг другу плечо держались дончане... и я поняла, нет, это не моя родина... это просто город на моем пути домой!
На следующий день приехало такси и я со слабым ребенком на руках села в него... еще чуть-чуть... всю дорогу домой сын молчал и смотрел в окно! Я спросила у водителя:
- Как там Донецк? Как вы думаете, что будет дальше?
- Донецк выстоял, не знаю, что будет дальше, но, уверяю, Украины там не будет точно...я сам с Петровки, у меня сын маленький и жена...все здесь были!
По мере приближения к Донецку в животе порхали бабочки! Такое чувство, что я торопилась на свидание к любимому мужу! Дышалось легко и воздух... воздух другой!!!! Небо высокое!!!! Родные улицы... И вот дом, мама на пороге... я опустила глаза на сына, который так много пережил за эту поездку и первый раз за 2 месяца увидела у него на лице искреннюю улыбку... наконец мы дома... и будь что будет!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий